Новая философская энциклопедия — страх

Экзистенциалистская философия во Франции Ж. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России Лев Шестов, Николай Бердяев , после войны — в Германии М. Ясперс и в период 2-й мировой войны во Франции Ж. Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия. Своими предшественниками они считали Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы вины и ответственности , решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти. Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени. Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь. Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек. Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира.

/ Ковалев Александр Юрьевич страх

Определение страха Есть множество вещей, которые воин может делать в определенное время, из тех, которые несколько лет назад показались бы ему безумием. Сами по себе эти вещи не изменились, изменилось его представление о себе. Невозможное тогда стало вполне возможным сейчас. Кастанеда Нам в нашем исследовании важно понять, что такое страх.

Понятие страха должно соответствовать действительному явлению, которое проявляется в нас в различных жизненных ситуациях. Исходно из опыта мы выяснили для себя, что наше понятие страха изменилось после определенных действий и меняется постоянно в дальнейшем.

сказывая о ночи перед казнью, настойчиво подчеркивает, что страха смерти не было; а в пьесе «За запертой дверью» Сартр и.

Перечитываем эссе великого философа и разбираемся, что он имел в виду. Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния. Жан-Поль Сартр Абсурд, свобода, отчаяние, отчуждение, одиночество — все эти понятия прочно вошли в систему философского знания и культурную парадигму века вместе с экзистенциализмом, самым противоречивым и самым мощным учением последнего столетия. Можно долго размышлять о том, что основные положения экзистенциализма восходят к идеям Кьеркегора, Шеллинга и Ницше кто-то даже Достоевского записывает в предшественники — ведь именно он заговорил о мире без Бога, который по сей день пытаются постичь экзистенциалисты , однако факт остаётся фактом: У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.

В общем-то, именно из-за чрезмерно резкой критики романа и обвинений экзистенциалистов в проповеди сатанинской беспросветности Сартру пришлось выступить в году с лекцией о том, какое это на самом деле красивое, сильное и честное учение, призывающее индивида выдержать отчаяние, выстоять перед страхом неизвестности и, несмотря на отсутствие смысла, создать его и состояться как человек.

Потому что мало что изменилось за последние лет: Возможно, сегодня именно экзистенциализм способен дать ответы на вопросы, на которых, видимо, споткнулась наша цивилизация.

Это идеалистическое течение, поначалу казавшееся представителям тогдашней академической мысли бесперспективным, вскоре вылилось в крупное идейное движение. Ясперс — в Германии, Ж. Марсель — во Франции.

А важнейшая для статьи Сартра теоретическая идея о тотальном .. бесполезными и больше не внушают страха или головокружения: Кафка - это.

Это идеалистическое течение, поначалу казавшееся представителям тогдашней академической мысли бесперспективным, вскоре вылилось в крупное идейное движение. Ясперс — в Германии, Ж. Марсель — во Франции. Тип философствования, который культивировал экзистенциализм, был необычным. Его представители не пытались проникнуть в методологические тайны науки, раскрыть природу искусства, морали и религии, предложить новые глобальные философско-исторические конструкции.

Они ставили в центр внимания индивидуальные смысло-жизненные вопросы вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и к смерти и проявляли интерес к проблематике науки, морали, религии, философии истории в той мере, в какой она соприкасалась с этими вопросами.

Экзистенциализм

Никто из них не подозревал, что присутствует при рождении крупного духовного движения, ведущие представители которого М. Ясперс в Германии, Ж. Марсель во Франции вскоре будут возведены в ранг классиков философской мысли столетия. Тип философствования, который культивировал экзистенциализм, действительно был необычным. Его представители не пытались проникнуть в методологические тайны науки, раскрыть природу искусства, морали и религии, предложить новые глобальные философско-исторические конструкции.

Они решительно ставили в центр внимания индивидуальные смысложизненные вопросы вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и к смерти и проявляли интерес к проблематике науки, морали, религии, философии истории в той мере, в какой она соприкасалась с этими вопросами.

А ведь Сартр был ньюсмейкером: не только для Запада – и для России тоже. . вождю непосильно было бы свои страхи столь точно вербализировать.

Истоки экзистенциализма содержатся в учении датского мыслителя ХХ в. Серена Кьеркегора, который ввел понятие экзистенции как осознания внутреннего бытия человека в мире. Кьеркегор выделил три стадии восхождения личности к подлинному существованию: Война с фашизмом стала эпохой расцвета экзистенциализма. В своей основе экзистенциализм — это нонконформизм, призывающий личность делать выбор в сторону истинных человеческих ценностей.

Принято делить экзистенциализм на религиозный и атеистический.

Философские воззрения Жана-Поля Сартра

Хронология жизни Сартра Введение Кажется, ни один философ в истории не пользовался такой прижизненной популярностью, как Жан-Поль Сартр. Его труды знали студенты, интеллектуалы, революционеры и просто читающие люди во всем мире. Эта беспрецедентная популярность объясняется двумя причинами, имеющими мало отношения к собственно философским достоинствам мыслителя. Во-первых, Сартр заявил о себе как о представителе экзистенциализма в весьма подходящий момент: И во-вторых, последующий выбор философа в пользу революционых антиавторитарных настроений задел некую чувствительную струну общества:

Маркс, по мнению Сартра, рассматривает человека" целостности, то есть . Сартр описывает страх"серийных" людей перед своей свободной.

Страх может быть вызван внешними обстоятельствами, представляющими угрозу для жизни; в этом случае предмет его вполне конкретен, и такой страх можно охарактеризовать как психологический. Но существует страх другого рода — метафизический, предмет которого не может быть ясно определен, так как не имеет внешнего источника и вызывается внутренними причинами. Метафизический страх родствен страху религиозному, мистическому.

В Ветхом Завете описан страх человека перед мощью и величием Бога, напр. И сказал Моисей народу: Страх Божий, сочетаемый с любовью к Богу, — свидетельство глубины веры и источник мудрости: В связи с открытием бессознательного немецким идеализмом особенно Шеллингом и романтиками страх становится предметом философского анализа.

Дух в человеке спит В этом состоянии — мир и покой; но в то же время здесь присутствует нечто другое, что не есть, однако, спор и раздор, ибо нет ничего, с чем можно было бы спорить. Что же; следовательно, есть?

Основные понятия страха и его функции

Мы завершим наш ретроспективный обзор, обратившись к еще двум нашим современникам, дело жизни которых, хотя оно еще не окончено, но в своих основных чертах уже, по-видимому, состоялось, уделяет как раз интересующей нас сейчас проблеме ничтожного специфически интенсивное внимание. Это Мартин Хайдеггер [, — прим. Они и в самом деле стоят рядом, лишь повернувшись спиной друг к другу. Но все же они стоят рядом друг с другом, и мы должны выслушать их обоих, если хотим разобраться сейчас с тем воззрением на ничтожное, которое — спустя полных два столетия после Лейбница и полные сто лет после Шлейермахера — стало характерным для десятилетий двух мировых войн, для нашего времени.

Экзистенциализм — это гуманизм // Жан-Поль Сартр. самого себя, и абсолюта, перед лицом которого индивид испытывает «страх и трепет».

До этого времени он изучал и преподавал философию, публиковал первые свои философские работы - и усиленно трудился над романом, считая это занятие главным для себя. Решающее значение для формирования философии Сартра имела философия немецкая - феноменология Гуссерля и экзистенциализм Хайдеггера. Сартр повторяет вслед за Хайдеггером: Художественное творчество не прикладывалось к философскому, не иллюстрировало идеи.

Смысл философский приобретает существование Антуана Рокантена, обыкновенное существование обыкновенного, первого встречного человека. Для этого не нужны идеи и чрезвычайные происшествия - нужно, например, не отрываясь смотреть на пивную кружку, что и делает Рокантен. Рокантен избегает рассматривать кружку, ибо испытывает непонятное беспокойство, испытывает страх, испытывает тошноту. Существовать - значит сознавать, сознавать наличие вещей и присутствие собственного сознания, которое обретает себя в этом интенциональном акте.

Сознание - это и есть свобода, тот тяжкий крест, который взваливает на себя герой абсурдного мира. Он желает быть собой, тогда как общество покоится на определенных правилах, для всех обязательных, в принятии которых он, Ильбер, не участвовал. Боги и для него умерли, нет ничего святого, ничего, способного остановить убийцу. В некую комнату, похожую на номер заурядного отеля, вводят трех персонажей - с ними в этой комнате ад и появляется, поскольку они преданы адским мукам общения друг с другом, а значит, злобе и ненависти.

Следовательно, общество в трактовке Сартра - это совокупность индивидуумов, находящихся в состоянии перманентной войны друг с другом, войны не на жизнь, а на смерть.

Экзистенциализм: свобода и ответственность